АВТОРЕФЕРАТ

1. Введение. Обоснование актуальности.
2. Цель и задачи работы.
3. Предполагаемая научная новизна.
4. Предполагаемая практическая ценность.
5. Обзор существующего исследования и разработки.
6. Перечень нерешенных проблем.
7. Планирование и получение собственных результатов.
8. Заключение.
9. Список источников.

1. Введение. Обоснование актуальности

Историю объединений можно проследить со времен Римской империи. Эта форма домовладения была общепринятой и довольно распространенной в Восточной Европе. За последние двадцать лет объединения получили широкое распространение как форма собственности - для проживания и коммерческих целей - в Соединенных Штатах Америки, а Западной Европе и в других странах. Тип жилья, преобразованного в объединение или построенного как таковое, может быть различным.

Традиционные многоквартирные дома очень подходят для создания объединений. В структуре объединения легко решаются проблемы, связанные со смешанной, индивидуальной и общественной жилой площадью и системами снабжения с распределением расходов и ответственности. Недавно построенные частные дома также могут создавать объединения. Хотя эти дома могут продаваться отдельно, создание объединения может принести выгоду в том случае, если они имеют общую территорию, канализационные системы или дороги. Независимо от типа здания, объединения владельцев имеет несомненные моральные и политические преимущества, так как все его члены трудятся на благо своего дома и самого объединения. В Украине чаще определяется термин "объединение совладельцев (собственников)", а не "кондоминиум", хотя оба эти термина отражают одно и то же явление.

Объединение определяется как форма владения недвижимостью, при которой покупатель приобретает как площадь или квартиру, являющуюся частной собственностью, так и неделимую часть площадей и систем общего пользования. При такой сделке новый владелец наделяется определенными правами и обязанностями по отношению к частной жилплощади и к местам общего пользования. В Украине такой "сделкой" может быть приватизация квартиры или площадей для коммерческого использования.
После того, как из дома формируется объединение, все квартиры (единицы) становятся частью этого дома. Если единица не приватизирована и продолжает оставаться на балансе горсовета, горсовет считается ее владельцем со всеми правами и обязанностями частных владельцев. Жильцы, проживающие в государственных квартирах, не получают прав совладельцев объединения.
Объектами или элементами общего пользования являются лестничные клетки, парадные и крыши, фундамент, наружные стены, здания, лифты и т.д.

В объединении каждый владелец обеспечивает содержание своей единицы независимо от других членов. Он может продать или заложить свою собственность без согласия или участия других членов правления. Он может также менять интерьер своей квартиры, не спрашивая разрешения у других членов объединения, если изменения не затрагивают другие квартиры или структуру здания в целом.
Кроме собственной квартиры, член объединения владеет частью мест общего пользования. Поскольку эти места являются неделимыми, все члены объединения владеют ими и отвечают за их содержание сообща. Эта часть называется "долей участия" или "процентом участия" каждого совладельца. Общая сумма участия всех собственников составляет 100 %. Очень важно правильно определить долю участия, поскольку доля каждого собственника определяет его участие в общих расходах и в некоторых случаях влияет на результаты голосования.

Стандартный метод определения доли участия предусматривает расчет метража каждой отдельной единицы и общей площади всех единиц. Это соотношение и будет долей участия каждого отдельно взятого владельца. Площадь объектов совместного пользования при этом в расчет не берется. [7]

 
 
 
 
 
 
2. Цель и задачи работы

Цель работы: усовершенствование существующей модели кондоминиума.
Задачи работы:
-  выполнить анализ законодательного и нормативного обеспечения кондоминиума;
- исследовать опыт зарубежных стран по вопросу создания кондоминиумов;
- анализ существующего в Донецкой области положения по функционированию кондоминиумов по сравнению с альтернативной формой управления - ЖКХ;
- разработка усовершенствованной модели кондоминиума;
- разработка доступного информационного ресурса, описывающего модель кондоминиума.


3. Предполагаемая научная новизна

Данная тема практически не исследуется в нашей стране, о чем свидетельствует отсутствие массового внедрения новой формы хозяйствования, несмотря на острую в ней необходимость. Наличие основательной законодательной базы, условий, созданных государством для развития кондоминиумов, все же не дает должного результата и не является толчком к дальнейшему и прогрессивному развитию.

Поэтому можно сделать вывод о том, что научные исследования этого вопроса просто необходимы, необходимо выявление  веских причин и оснований для перехода к новой форме хозяйствования. Также требуется четкий механизм действий со стороны государства, ведь на добровольных началах, как это практикуется сейчас, переход осуществить весьма сложно, практически невозможно.
4. Предполагаемая практическая ценность

Предполагаемая практическая ценность достаточно велика, так как необходимость в новой форме хозяйствования и управление жилищным фондом Украины огромна.
Когда государство владело всем жилищным фондом, оно принимало и все решения касательно этого вида собственности. Теперь же, когда граждане приватизировали свои квартиры и стали владельцами не только квартир, но и мест общего пользования, назрела необходимость в создании органа, обеспечивающего принятие совместных решений. Таким органом и является некоммерческая организация - объединение всех владельцев квартир.
Но, учитывая укоренившиеся в сознании граждан постулаты, неготовность принятия новых прогрессивных решений, весьма сложно внедрить какую бы то ни было систему. В этом случае, на мой взгляд, необходимо привести реальные данные, выраженные в денежных единицах, позволяющие наглядно определить эффективность развития и внедрения новой формы управления. Также в работе будут представлены все выгоды и преимущества данной системы.
5. Обзор существующих исследований и разработки

На мой взгляд, наиболее логичным в данном разделе будет поместить перечень имеющейся законодательно-нормативной базы, обеспечивающей действие кондоминиумов в Украине, так как научные исследования и разработки в этом направлении незначительны, но тем не менее законодательная власть делает все возможного для обеспечения соответствующей базы в целях развития кондоминиумов.

       Основными законодательно-нормативными документами, регламентирующими отношения объединений совладельцев многоквартирного дома являются:
- Закон Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного  дома" (№2866-111 от 29 ноября 2001 г.);
- "Порядок государственной регистрации объединения совладельцев многоквартирного  дома" (документ утвержден постановлением Кабинета Министров Украины "О реализации закона Украины "об объединении совладельцев жилого дома" №1521 от 11 октября 2002 г.);
- "Порядок передачи жилого комплекса или его части из баланса на баланс" (документ утвержден постановление Кабинета Министров Украины "О реализации закона Украины "об объединении совладельцев жилого дома" №1521 от 11 октября 2002 г.);
- "Порядок проведения расчетов с членами объединения совладельцев многоквартирного дома, которые имеют перед ним задолженность за выполненные ними работы по удержанию неделимого и общего имущества объединения" (документ  утвержден постановление Кабинета Министров Украины "О реализации закона Украины "об объединении совладельцев жилого дома" №1521 от 11 октября 2002 г.);
- "Порядок создания специальных фондов объединения совладельцев многоквартирного дома" (документ  утвержден постановление Кабинета Министров Украины "О реализации закона Украины "об объединении совладельцев жилого дома" №1521 от 11 октября 2002 г.);
- Типовой устав объединения совладельцев многоквартирного дома (документ  утвержден постановление Кабинета Министров Украины "О реализации закона Украины "об объединении совладельцев жилого дома" №1521 от 11 октября 2002 г.).

Деятельность объединений совладельцев многоквартирного жилого дома также не должна расходиться с основными положениями Хозяйственного кодекса Украины, Гражданского кодекса Украины, Земельного кодекса Украины, регулирующими отношения в этой сфере. Также деятельность объединения должна отвечать нормам Конституции Украины, Жилищного кодекса Украины и других законодательных актов.

1. Анализ закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного  дома" (№2866-111 от 29 ноября 2001 г.)

Данный закон состоит из 30 статей, определяющих основные правовые и организационные условия создания, функционирования, реорганизации и ликвидации объединений владельцев жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Закон также определяет защиту их прав и выполнение обязательств касательно совместного содержания многоквартирного дома.

Терминология, используемая при определении правового поля деятельности объединений совладельцев многоквартирного дома, приведена в статье 1 закона. Так, ассоциация совладельцев жилого дома является юридическим лицом, созданным для представления общих интересов объединений. Дается определение таким понятиям, как вспомогательные помещения многоквартирного дома, жилищный комплекс, общее имущество, конструктивные элементы многоквартирного дома, нежилые помещения, неделимое имущество, придомовая территория, техническое оборудование многоквартирного дома, уполномоченная особа собственника, управитель. Объединение совладельцев многоквартирного дома является юридическим лицом, созданным собственниками для способствования использованию их собственного имущества и управления, содержания и использования неделимого и общего имущества.

  Статья 2 определяет отношения, регулируемые данным законом. К ним относятся:
- порядок создания, регистрации, реорганизации, деятельности и ликвидации объединений, ассоциаций;
- отношения субъектов права собственности, касательно использования и распоряжения недвижимым имуществом в объединении, ассоциации;
-  отношения между объединениями и ассоциациями;
- отношения между объединениями, ассоциациями и органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- отношения между объединениями и хозяйствующими субъектами.

Согласно статье 3 закона, деятельность объединений и ассоциаций регулируется данным законом, Гражданским, Жилищным и Земельным кодексами, другими нормативно-правовыми актами, а также уставом объединения, ассоциации.

Статьей 4 определяется цель создания объединения и его статус. Согласно данной статьи, объединение создается для обеспечения и защиты прав его членов, а также выполнения ими обязательств, надлежащего содержания и использования неделимого и общего имущества, обеспечения своевременного поступления средств для оплаты всех платежей, предусмотренных законодательством и статусными документами. Также в статье говорится, что в одном жилищном комплексе может быть создано только одно объединение. Важным фактом является то, что объединение является неприбыльной организацией и не ставит целью получение прибыли для ее распределения между членами объединения.

Реорганизация жилищно-строительных кооперативов в объединения предусматривается в статье 5 закона. Таким образом, жилищно-кооперативные объединения могут быть реорганизованы в объединения по решению общих собраний.  Участие в установочных собраниях могут брать члены жилищно-строительного кооператива, которые полностью оплатили стоимость жилых помещений и надлежащей части в стоимости нежилых помещений, другого имущества и изъявили такое желание.
Статья 6 непосредственно регламентирует создание объединения, а также созыв  и проведение установочных  собраний. Так, объединение может быть создано в доме любой формы собственности из числа тех, кто приватизировал или купил квартиру, а также собственника дома или его уполномоченного лица, собственников жилых помещений, а также собственников нежилых помещений.

Положения об уставе объединения приведены в статье 7. Устав объединения составляется в соответствии с Типовым уставом, который утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и жилищной политики. В уставе должно быть определено следующее:
- название и месторасположение объединения;
- цель создания, задание на предмет деятельности объединения;
-перечень имущества, которое находится в совместной долевой собственности  (неделимого имущества), права и обязанности членов объединения в отношении этого имущества;
-перечень имущества, которое находится в совместной долевой собственности (общего имущества), права и обязанности членов объединения в отношении этого имущества;
- уставные органы объединения, их полномочия и порядок формирования;
- порядок созыва и проведения общих собраний;
- периодичность проведения собраний;
- порядок голосования на собраниях и принятие решений на них;
- перечень вопросов, для решения которых необходимо квалифицированное большинство голосов;
- источники финансирования, порядок использования имущества и средств объединений;
- порядок принятия сметы, создания и использование фондов объединения, включая резервные, а также порядок оплаты общих затрат;
- порядок и условия заключения договоров между объединением и каждым собственником квартиры, помещения;
- перечень вопросов, которые могут решаться собраниями представителей;
- порядок принятия в члены объединения и исключения из них;
- права и обязанности членов объединения;
- ответственность за нарушение устава и решений уставных органов;
- порядок внесения изменений в устав;
- основания и порядок ликвидации, реорганизации (слияния, раздела) объединения и решение имущественных вопросов, связанных с этим.

Также устав может содержать другие положения, являющиеся существенными для объединения.
Статьей 8 определяется устав ассоциации, в состав которой могут входить объединения и собственники усадеб, которые используют общие внутриквартальные инженерные сети (сооружения). В данном уставе также указывается название, месторасположение ассоциации; представительство от объединений; права и обязанности членов ассоциаций; статусные органы ассоциации, их состав и полномочия; порядок создания, деятельности и финансирования; порядок внесения изменений в устав; основания и порядок ликвидации, реорганизации (слияния, раздела) ассоциации и решение имущественных вопросов, связанных с этим.  

Членство в объединении совладельцев определяется статьей 9 закона. Членом объединения может быть физическое или юридическое лицо, которое является собственником квартиры или помещения в многоквартирном доме.
Уставными органами объединения являются общие собрания его членов, управления, ревизионная комиссия объединения,  статус которых определяется статьей 10 закона.

Статья 11 состоит из  положений о содержании жилищного комплекса на балансе, определяются полномочия объединения после получения статуса юридического лица. Управление неделимым и общим имуществом жилищного комплекса осуществляет управитель согласно статье 12. отношения собственников помещений и управителя регулирует статья 13 закона. Права и обязанности собственника-члена объединения определяются статьями 14, 15 данного закона. В статье 16 закона детально изложены общие права объединения согласно законодательству и уставу объединения. Полномочия объединения по обеспечению выполнения собственниками помещений своих обязательств определяются статьей 17 данного закона. Статьей 18 определяются обязанности объединения.
Общее имущество совладельцев  многоквартирного дома состоит из неделимого и общественного имущества, как указывалось ранее. Статус общего имущества определен статьей 19.
В законе также предусмотрено статьей 20 определение частей обязательных платежей на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества.

Поступление и сбережение средств объединения производится на счетах банковских организаций, использование и распоряжение средствами осуществляется согласно уставу и утвержденной смете, что определяется  в статье 21 закона. 

При наличии технической возможности проведения поквартирного учета потребления водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, горячего водоснабжения и других услуг собственники жилых и нежилых помещений могут перечислять средства непосредственно на счета предприятий, организаций, которые предоставляют эти услуги, по соответствующим тарифам для каждого вида услуг в порядке, установленном законом.

Средства, которые уплачиваются собственниками помещений за предоставленные им коммунальные услуги, могут, согласно с заключенными договорами приходить на счет объединения для накопления и последующего перечисления предприятиям, организациям, которые предоставляют эти услуги. Данные положения закреплены статьей 22 закона.

Затраты на содержание и ремонт помещений, а также участие бывшего владельца многоквартирного дома в обслуживании и ремонте неделимого и общего имущества жилищного комплекса определяются статьями 23, 24 данного закона.

Также определен порядок выполнения объединением делегированных полномочий в статье 25 закона. Заключается в том, что органы местного самоуправления могут делегировать объединению полномочия по осуществлению расчетов по предусмотренным законом льготам и субсидиям отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, потребленной электроэнергии.

Законом предусматривается возможность сдачи помещений жилищного комплекса в аренду (статья 26). Так, собственник помещения многоквартирного дома, в котором создано объединение, может сдать его в аренду для проживания физического лица или для осуществления хозяйственной деятельности, предпринимательской и другой, не запрещенной законом деятельности, физическому или юридическому лицу, если такая деятельность не противоречит установленным нормам использования помещений в жилых домах и не приносят вреда интересам собственников (пользователей) и окружающей среде.
Имущество объединения может быть застраховано от всевозможных рисков в порядке, предусмотренном уставом, что определено статьей 27 закона.

Согласно статье 28 закона, объединение ликвидируется в случае физического уничтожения или разрушения жилищного комплекса, которое делает невозможным его восстановление или ремонт; отчуждение жилищного комплекса по решению суда; приобретение одним лицом всех помещений в жилищном комплексе.

Статьей 29 предусматривается ответственность за нарушение законодательства об объединениях. Статья 30 содержит заключительные положения данного закона о вступлении в силу закона,  внесения изменений в статьи закона.

2. Анализ Постановления Кабинета Министров Украины о реализации Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома"
Данным постановлением утверждены:
- Порядок государственной регистрации объединений совладельцев многоквартирного дома;
- Порядок передачи жилищного комплекса или его части с баланса на баланс;
- Порядок проведения расчетов с членами объединения совладельцев многоквартирного дома, которые имеют перед ним задолженность за выполненные ними работы по содержанию неделимого имущества и общего имущества объединения;
- Порядок создания специальных фондов объединения совладельцев многоквартирного дома.

2.1 Порядок государственной регистрации объединений совладельцев многоквартирного дома
Данный порядок содержит общую часть, порядок регистрации объединений, порядок перерегистрации объединений и внесения изменений в его устав, порядок выдачи дубликата свидетельства о государственной регистрации объединения, отмена регистрации объединения, а также приложения, в которые входит образцы регистрационной карточки, списка членов объединения совладельцев многоквартирного дома, свидетельства о государственной регистрации объединения совладельцев многоквартирного дома, сообщения об отмене государственной регистрации объединения совладельцев многоквартирного дома.

2.2 Порядок передачи жилищного комплекса или его части с баланса на баланс
Данный порядок регулирует процедуру передачи жилищного комплекса на баланс объединения совладельцев жилищного многоквартирного дома, а также жилищного комплекса или его части на баланс другого юридического лица, устав которого предусматривает возможность осуществления такой деятельности, с баланса бывшего балансодержателя. Порядком определяется перечень вопросов, решаемых на общих собраниях. Также имеется приложение - образец акта приема-передачи жилищного комплекса или его части с баланса на баланс.

2.3 Порядок проведения расчетов с членами объединения совладельцев многоквартирного дома, которые имеют перед ним задолженность за выполненные ними работы по содержанию неделимого имущества и общего имущества объединения.

Данный порядок используется в случае, когда уставом или решением общих собраний объединение совладельцев многоквартирного дома не определен другой порядок расчета с членами объединения, которые имеют перед ним задолженность за выполненные ними работы по содержанию неделимого и общего имущества. Содержит 6 основополагающих пунктов.

2.4  Порядок создания специальных фондов объединения совладельцев многоквартирного дома
Содержит 4 пункта, в которых определяются цели создания специальных фондов а также источники формирования специальных фондов.


6. Перечень нерешенных проблем и задач

Спектр нерешенных задач в данной сфере огромен. О чем свидетельствует очень медленный переход к управлению жилищным фондом посредством кондоминиума в нашем государстве.
Одной и самой, на мой взгляд, важной и требующей решения проблемой является отсутствие четко разработанного механизма решения вопроса, а также вопиющая непросвещенность граждан Украины. Ведь мало кто идентифицирует термин "кондоминиум", а еще меньшее количество людей представляют себе, о чем действительно идет речь. А ведь владение данным вопросом в интересах самих же граждан. Создание кондоминиумов дает ряд преимуществ, которыми на протяжение многих лет пользуются граждане развитых стран.

Ведь в этой государственной программе преимущества получат как государство, так и граждане. Заключаются эти преимущества в следующем:
1) для граждан:
- собственность на объекты совместного пользования и надзор за ними;
- наличие собственной управленческой структуры;
- сохранение и улучшение жилищного фонда;
- наличие структуры, способной решать общие проблемы;
- создание механизма внедрения усовершенствований и модернизации;
- возможность общения в установленном порядке;
- создание механизма воздействия на нарушителей;
- частичная защита от инфляции;
2) для государства:
- избавление от расходов и ответственности;
- уменьшение количества коммунальных неплатежей;
- передача прав на принятие решений;
- увеличение свободы выбора для граждан;
- лучшее содержание жилищного фонда/увеличение сроков службы механизмов.

7. Планирование и получение собственных результатов

На данный момент магистерская диссертация находится в стадии разработки. Исследована только теоретическая часть вопроса, включающая историю возникновения, опыт зарубежных стран, законодательное обеспечение функционирования кондоминиума, процесс создания и действия новой формы хозяйствования. На данном этапе идет сбор практических данных с целью проведения инвестиционного анализа, эффективности капиталовложений в кондоминиум. Для сравнительного анализа выбрано одно из жилищно-коммунальных хозяйств г.Донецка, получена бухгалтерская отчетность по ведению хозяйства за период в 9 месяцев, также планируется для сравнения получить такого же рода данные по управлению и ведению документации в одном из объединений многоквартирных домов (кондоминиума) г.Донецка. При наличии всех данных будут проведены соответствующие расчеты и получены результаты. Вследствие чего возможно будет сделать анализ на основании реальных данных в денежном выражении об эффективности функционирования кондоминиумов по сравнению с  функционированием действующих ныне жилищно-коммунальных хозяйств.
 
8. Заключение

Многие годы у нас в стране жилищная сфера была (и остается) убыточной отраслью народного хозяйства, дотируемой из городского бюджета. Идеальным и наиболее правильным выходом было бы превратить ее в самоокупаемую и, в первую очередь, путем создания товариществ собственников жилья и формирования кондоминиумов (земельно-имущественных комплексов). За рубежом это исключительно эффективные и популярные объединения населения, способные оперативно и качественно решать постоянно возникающие социально-бытовые проблемы жителей (улучшение обслуживания, своевременный ремонт, организация досуга, благоустройство территорий и т.д.) и администрации (сохранность жилых домов, экономия энергоресурсов, занятость населения, профилактика преступности и т.д.).
В заключении следовало бы также выделить  ряд общих преимуществ объединений совладельцев многоквартирного жилого дома:
1. Создание товарищества позволяет не только управлять и эксплуатировать самостоятельно свое имущество, но и контролировать решения, связанные с этой собственностью. В результате средства, отводимые на эксплуатацию жилья, могут тратиться более эффективно.
2. Результатом лучшей эксплуатации жилья является улучшение жилищных условий, а значит, и возрастание ценности жилья.
3. Образование объединения дает возможность на получение кредита в банковских организациях для проведения ремонта, реконструкции и строительства хозяйственных построек и сооружений.
4. Возврат кредита и процентов по нему возможно осуществлять не за счет личных средств жильцов, а от коммерческого использования помещений, школьных и мансардных этажей, сдаваемых в аренду, фасадов, используемых для размещения рекламы.
5. Пресечение внутриквартирных изменений, отрицательно влияющих на другие квартиры.
6. Эффект солидарности.
7. Обеспечение выполнения внутренних правил.

 
9. Список источников

1.Закон Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома" (№2866-111 от 29 ноября 2001 г.)
2.Постановление Кабинета Министров Украины о реализации Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома" (№1521 от 11 октября 2002 г.)
3. Постановление Кабинета Министров "Положение о порядке организации и деятельности объединений, создаваемых собственниками для управления, содержания и использования имущества жилых домов, которые находятся в общем пользовании" (от 31.07.1995г. №588)
4. Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" (от 19.06.1992 № 2482-XII)
5. Постановление Кабинета Министров Украины "Правила пользования помещениями жилых домов и придомовых территорий" (от 8.10.92 №572)
6. "Порядок государственной регистрации объединения совладельцев многоквартирного дома" (№1521 от 11 октября 2002 г.)
7. Джинни Гарднер "Рекомендации по созданию объединения совладельцев многоквартирного жилого дома в Украине" -USAID, октябрь 1995
8. http://rada.kiev.ua/

 
Исследование института кондоминиума в Украине
 
Магистр ДонНТУ Белоус Анастасия Владимировна
Имя: Белоус Анастасия Владимировна
Группа: ЗК–01
Тема работы: "Исследование института кондоминиума в Украине"
Руководитель: доц.,к.т.н. Митрофанова Е.И.