ДонНТУ Портал магистров Биография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске

Су-24

Билецкий Е.Ю.

Преамбула

У меня есть два хобби, которые изначально мало были связаны друг с другом, но в последнее время несколько переплетаются. Первое хобби - я коллекционирую сборные модели-копии военных самолетов . Второе - моделирование в 3D Studio Max. Собственно, сочетание их выглядит как моделирование военных самолетов в 3D Studio Max. Здесь я попытаюсь показать, как по пластмассовой модели создать трехмерную компьютерную модель. В качестве "примера для подражания" я выбрал модель фронтового бомбардировщика Су-24М. Почему? Потому что она ближе всего оказалась. Я лично ни в коей мере не являюсь выдающимся специалистом в области трехмерного моделирования, поэтому не стоит рассматривать все написанное ниже как единственно возможный способ создания таких моделей. Этот способ не единственный (возможно, что и не самый лучший), но я пользуюсь именно им. Так как объем сайта сильно ограничен, я попытаюсь быть максимально краток.

Да, еще... Если Вы серьезно интересуетесь подобного рода деятельностью, то стоит заглянуть сюда: www.render.ru и www.3DTotal.com. Вообще, сайтов по 3DMax'у и ему подобным в интернете превеликое множество, но эти два я уважаю особо.

Что в итоге должно получиться? Примерно вот что:

результат моделирования

Итак, если Вам это интересно, приступим:

Моделирование

Для обмера модели мне понадобился штангенциркуль и линейка...

Перед началом какого-либо моделирования стоит позаботиться об задании единиц измерения. Делается это в пункте Units Setup меню Customize. Так как указанные выше линейка и штангенциркуль проградуированы в миллиметрах, то мне показалось логичным задать метрическую систему измерений и системный юнит равным 1 миллиметру.

Фюзеляж

Фюзеляж создается из сплайнов с последующим наложением модификатора Surface. Сначала рисуем несколько сечений фюзеляжа в наиболее характерных точках. Сколько? Зависит от нужной детализации модели. Для не слишком высокой детализации порядка 8-12, для сложной модели - около 40. Я расставлял сечения так:

схема разбиения модели на участки

После обмера модели в соответствующих местах, отрисовки сечений и расстановки их по местам, вышло примерно следующее:

сечения модели

Обратите внимание на сечения №4, 5 и 6. На схеме они плоские, но я нарисовал их по форме рамы кабины пилота. Рисовать стоит только одну половину сечений, потому что модель симметричная. Соединив полученные сечения (при соединении желательно включить привязку к вершинам - модификатор CrossSection здесь вряд ли поможет - у сечений разное число вершин, так что придется соединять руками), и применив модификатор Surface, получим заготовку для фюзеляжа:

каркас, покрытый поверхностью

Я использовал значение Patch Topology, равное 2. Можно больше, но выше 4-5 смысла, как по-моему, ставить не имеет. Surface не закрывает грани, имеющие более 4х вершин, поэтому если где-то не хватает грани, то, скорее всего, при соединении сечений линиями, вышел промах - вершина продольного сплайна не совпала с вершиной поперечного (дырка для воздухозаборника оставлена специально).

У полученной заготовки все грани сглажены, что не есть хорошо. Для ликвидации сего недоразумения придется конвертировать модель в Editable Poly, выбрать грани, которые не должны быть сглажены с остальными (это кабина и часть фюзеляжа за воздухозаборником):

выделенные грани

и назначить им группу сглаживания (Smoothing Group) отличную от остальных граней.

Теперь можно зеркально скопировать половину фюзеляжа и соединить обе половины воедино, после чего необходими сварить вершины (Weld) на шве. Форма получилась не идеальной, посему придется немного поработать руками, перемещая вершины в нужные положения (у меня не совсем правильной формы вышел носовой обтекатель и фонарь кабины). У заготовки есть еще дырка в хвостовой части, которую нужно закрыть. Переключаемя на Border Sub-Object level и выделяем границу дырки:

закрываем дырку

после чего жмем на кнопку Cap и любуемся образовавшейся гранью. Но недолго... От новообразованной грани нужно отрезать два кусочка - нужно создать ребра в следующих местах:отделяем угол

Проделываем эту операцию с обоих сторон. Выделяем оставшуюся часть грани и делаем ей Insert на небольшую величину (я сделал порядка 0,1 мм) и затем вдавливаем (Extrude) ее внутрь. Образовавшимся внутренним боковым граням назначаем общую группу сглаживания (только отличную от групп сглаживания остальных граней фюзеляжа).

Воздухозаборники моделируются аналогичным образом. Сначала выделяем дырку на фюзеляже: заготовка для воздухозаборника

Методом Create Shape From Selection отделяем выделенные ребра в отдельный сплайн, который затем копируем в направлении носа самолета. Соединяем два сечения и дорисовываем генератор скачков уплотнения. Накрываем полученный каркас Surface'ом, конвертируем в Editable Poly и назначаем граням нужные группы сглаживания, после чего применяем модификатор Shell (оболочка) с небольшим значением Inner Amount.

С фюзеляжем закончили. Почти. Осталась кабина пилота, но о ней позже.

Крылья

Неподвижные части крыла выполняются тем же образом, что и фюзеляж. Рисуем профили (мне хватило четырех), соединяем их и применяем Surface. Получам нечто вроде этого:

консоль крыла

Поворотные части крыла я делал лофтингом. Рисуем форму крыла в плане (3), нервюру (2), вид спереди (4) и линию, вдоль которой будем вытягивать нервюру (1):

формы для изготовления крыла

Выделяем линию 1, нажимаем кнопку Loft (Create Panel>Geometry>Compound Objects>Loft), затем Get Shape и указываем нервюру 2. Переходим на Modify Panel и в свитке Deformations нажимаем кнопку Fit. В появившемся окне отменяем симметричность деформаций по осям (кнопка Make simmetrical) и указывам в качестве контура по оси X форму 4, по оси Y - форму 3. Закрываем окно деформаций. В свитке Skin Parameters указываем нужные значения Shape и Path Steps. По умолчанию они равны 5, для данной модели можно снизить Shape Steps до 3-4, Path Steps - до 2-3. Если нужна высокодетальная модель, то эти значения стоит увеличить до 10-12. К полученной заготовке крыла применяем модификатор Edit Poly и удаляем ненужные грани у корневой части. Да, кстати если планируется какая-нибудь анимация данной модели, то опорную точку подвижных частей крыла нужно переместить примерно сюда:

опорная точка крыла

Таким же образом поступаем с хвостовым оперением и килем. Подробно описывать смысла нет, привожу только формы, которые мне понадобились. Для оперения:

формы для оперения

Для киля:

формы для киля

Генераторы вихрей перед центропланом и на киле выполняются так же.

Основные контуры наведены. Остаются мелочи, но их много...

Аэродинамические гребни на консолях крыльев, под двигателями и сверху на хвостовой части фюзеляжа моделируются просто: рисуется соответствующая плоская форма и выдавливается (модификатором Extrude) на небольшую величину. Стоит сказать, что производители сборных моделей-копий часто пренебрегают масштабом модели при штамповке таких деталей (а также стоек и створок шасси, оперения бомб, ракет и других подобных элементов). Оно и понятно - если их изготовлять, соблюдая масштаб, то они будут настолько тонкими, что собрать их не повредив будет совершенно нереально. К чему это я - к тому, что результатам замера толщины таких деталей верить не стоит - реально она гораздо меньше. Насколько меньше - тут уже нужно ориентироваться по фотографиям (или, если есть возможность, по оригиналу).

Контейнер тормозного парашюта и штанга ПВД выполняются операцией вращения (модификатор Lathe) соответствующих кривых.

Малые воздухозаборники на фюзеляже сделаны из Box'ов путем выдавливания (и вдавливания) соответствующих граней.

Все симметричные элементы моделируются в одном экземпляре, а затем зеркально отражаются методом Instance.

Готовую модель можно взять тут (67,6 kB). Чтобы не возникало проблем совместимости версий, я сделал экспорт модели в формат 3DS, из которого модель можно импортировать в любую версию 3DMax.

Текстурирование этой модели я тут не рассматриваю, потому что это тема для еще одного немаленького сайта.

Замечания и комментарии сюда: houseofpain@inbox.ru

ДонНТУ Портал магистров Биография Автореферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске