СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


Авторы: Врода Ю.Ф.

Источник: http://inec.edu.mhost.ru/Article/vroda2.htm


В статье рассмотрено и обосновано создание трех уровней системы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий (оперативного, тактического и стратегического) с предложениями о перспективах исследований в данном направлении. Проблеме управления конкурентоспособностью и внедрения стратегического менеджмента в деятельность украинских предприятий посвящено множество статей и научных конференций. Однако большинство руководителей украинских предприятий или совершенно не воспринимают стратегическое управление как одно из эффективных средств управления конкурентоспособностью и считают расходы на него нецелесообразными, либо относятся к этому как к текущим проблемам. В лучшем случае разрабатываются лишь элементы стратегии, а ведь отсутствие целостной стратегии управления конкурентоспособностью предприятия приводит к тому, что, даже обладая современными инновационным потенциалом и современными технологическими мощностями, предприятия терпят убытки. Все это, естественно, отрицательно сказывается на функционировании предприятия и его имидже в целом.

В настоящее время отсутствует единый подход как к самому понятию "конкурентоспособность предприятия", так и к методам ее обеспечения, хотя уже понимание того, что только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом, нашло свое отражение в Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины "Європейський вибір. Концептуальні засади стратегії економічного та соціального розвитку України на 2002-2011 роки". В утверждении инновационной модели развития Президент акцентирует внимание на следующем: «Україна зможе посісти належне місце в Європі і світі за умови опанування інноваційного шляху розвитку, підвалини якого мають бути закладені в процесі структурної перебудови економіки. Відтак основою стратегічного курсу, його базовим принципом має стати реалізація державної політики, спрямованої на запровадження інноваційної моделі структурної перебудови та зростання економіки, утвердження України як високотехнологічної держави». [1, с. 6] Решение поставленной задачи невозможно без создания концепций и методологий управления, базирующихся на восприятии производственного предприятия как системы, вся логика управления которой должна быть подчинена единой цели – повышению конкурентоспособности предприятия. Руководству предприятий, необходимо, проанализировав мировую практику управления, попытаться адаптировать для украинских условий современные методы и инструменты управления и повышения конкурентоспособности.

Исследование существующих подходов к оценке и управлению конкурентоспособностью предприятия целесообразно осуществлять в три этапа:

Первым этапом является анализ категории конкуренции и изучение теории конкуренции как основы разработки системы обеспечения конкурентоспособности (уровень теоретического осмысления);

Второй этап – анализ категории конкурентоспособности и исследование методов разработки эффективных конкурентных стратегий (уровень стратегического управления предприятием и принятия долгосрочных решений);

Третий этап – анализ методов оценки конкурентоспособности различных объектов (уровень текущего или оперативного управления и принятия краткосрочных решений).

В рамках настоящей работы кратко будет рассмотрен первый и частично второй этапы. Обобщил определения конкуренции и дал единое, по нашему мнению, более полное определение конкуренции современный российский экономист Р.А. Фатфутдинов который считает, что конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов предпринимательской деятельности и объектов управления, общества в целом. Не вызывает сомнений, что данное определения достаточно плотно приблизилось к определению значения конкуренции. Но, давая формулировку категории конкуренции в рамках создания организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия, необходимо учитывать все аспекты этой сложной категории. Учитывая выше сказанное, определяя категорию конкуренции, необходимо иметь в виду, что она должна соответствовать: требованиям идентичности, которое означает, что определение должно точно соответствовать внутреннему содержанию категории и ее внешним проявлениям; требованиям системности, предполагающим, что все аспекты категории рассматриваются во взаимосвязи друг с другом; требованиям аналитичности, учитывающим необходимость использования данной категории как базы для анализа и разработки эффективных стратегий обеспечения конкурентоспособности предприятия.

На наш взгляд, конкуренция – это форма существования субъектов предпринимательской деятельности на рынках товаров, капитала, труда. Конкуренция проявляется в соперничестве субъектов предпринимательской деятельности ради достижения сходных целей и стимулирует развитие этих субъектов и общества в целом. Будем исходить из предпосылки, что сама по себе конкуренция является неотъемлемой частью функционирования экономических систем и характеризует остроту протекающих в них социально-экономических и политических процессов. В соответствии с предлагаемой методологией множество показателей конкурентоспособности предприятия (как основного субъекта конкуренции) должно включать показатели конкурентоспособности на рынках товаров, капитала и труда. При этом следует учитывать, что на всех вышеперечисленных рынках предприятие может выступать как со стороны спроса, так и предложения. Это также должно найти свое отражение при формировании множества единичных, комплексных и интегрального показателей конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью предприятия следует понимать совокупность свойств и характеристик его бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность функционирования предприятия при любых изменениях внешней и внутренней среды.Разработка и внедрение системы управления конкурентоспособностью предприятия предполагает решение следующих задач: выделение в зависимости от горизонта планирования и управления трех уровней обеспечения конкурентоспособности: оперативного, тактического и стратегического; формирование для каждого уровня управления единичных и комплексных оценочных показателей конкурентоспособности (при этом комплексным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне может выступать конкурентоспособность продукции (работ или услуг); на тактическом уровне должна использоваться система комплексных показателей финансово-экономического положения; на стратегическом уровне целесообразно привлечь систему показателей характеристик инвестиционной привлекательности предприятия); разработка правил расчета и интерпретации результатов оценки конкурентоспособности; определение для каждого уровня и соответствующих бизнес-процессов состава задач по управлению конкурентоспособностью предприятия (т.е. поддержанию в рамках допустимых значений соответствующих комплексных, частных и единичных показателей конкурентоспособности); формирование функциональной структуры системы управления конкурентоспособностью предприятия; разработка организационных регламентов функционирования системы управления конкурентоспособностью; создание адекватной информационной базы поддержки принятия решений по управлению конкурентоспособностью предприятия.

Проведенный анализ ключевых характеристик экономической ситуации на предприятии и известных подходов к оценке и повышению его конкурентоспособности позволяет делать вывод, что предлагаемые ранее подходы, базирующиеся на разбиении системы управления конкурентоспособностью на оперативный, тактический и стратегический уровни недостаточно полно отражают особенности функционирования предприятий в современных условиях реализации трансформационных процессов, в частности отсутствует взаимосвязь между уровнями по временному и функциональному факторам. Данный момент, несомненно, важен и требует переосмысления, так как невозможно рассматривать данные критерии изолировано друг от друга. Взаимозависимость проявляется в том, что от конкурентоспособности продукции существует прямая зависимость общего экономического состояния предприятия, а общее экономическое состояние предприятия обуславливает и уровень инвестиционной привлекательности. И наоборот, инвестиционная привлекательность оказывает непосредственное воздействие на финансово-экономическое и материально-техническое состояние предприятия, что в последствии обуславливает достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции как результата его (предприятия) эффективного функционирования. Как показывает практика, все выделенные уровни управления конкурентоспособностью предприятия высоко интегрированы между собой как во временном, так и в функциональном аспекте. Поэтому автором настоящей работы предлагается концептуальная система стратегического управления конкурентоспособностью предприятия, которая позволит отразить наличие этих взаимосвязей. В настоящее время представляет интерес исследования всех трех уровней управления конкурентоспособностью предприятия как единой системы. С этой целью важно изучить взаимодействие уровней управления и определить совокупность методов оценки конкурентоспособности продукции, финансово-экономического, организационного, материально-технического состояния предприятия и его инвестиционной привлекательности как для каждого из уровней, так и в целом для всей системы обеспечения конкурентоспособности предприятия.