Михайлова Елена Юрьевна


Донецкий Национальный Технический Университет


«Проблема ответственности человека за сохранение окружающей среды»

         «Человек является творением и одновременно создателем своей окружающей среды, которая обеспечивает его физическое существование и предоставляет ему возможности для интеллектуального, нравственного, социального и духовного развития. В ходе долгой и мучительной эволюции человечества на нашей планете была достигнута такая стадия, на которой в результате ускоренного развития науки и техники человек приобрел способность преобразовывать многочисленными путями и в невиданных до сих пор масштабах свою окружающую среду. Оба аспекта окружающей человека среды, как естественной, так и созданной человеком, имеют решающее значение для его благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь» - стокгольмская декларация по окружающей среде(16 июня 1972 года).

         Проблема, связанная с экологией человека в современном мире, - наиглавнейшая и наитруднейшая, это глобальная проблема номер один. Об этом кричит сам человек, человечество (в целом и в лице отдельных государств), СМИ, ученые, философы, служители религий. В меньшей степени об этом говорят (или вообще молчат) политики, хотя их голос должен был бы быть громче всех.

         В 1858г американский писатель и философ-пантеист Г. Торо впервые употребил термин «экология», однако научное содержание этому понятию придал немецкий биолог-дарвинист Э. Геккель в 1866г., определив экологию как «науку об экономии природы». Он полагал, что экология призвана изучать взаимодействие живых организмов с окружающей «средой обитания». Современный контекст экологической проблемы заключается в четко обозначившемся противоречии между производительной активностью человечества (техногенной цивилизации) и стабильностью природной среды.

         Проблема взаимоотношений человека и природы во всей её целостности всегда была предметом философского интереса. К ней, так или иначе, обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшие определить место и роль человека во Вселенной. В связи с этим встаёт вопрос: как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующих неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечно философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

         Главной проблемой во взаимоотношениях человечества и природы является господство современных технологий, поэтому необходимо отказаться от идеи прогресса, роста индуктивности в промышленности и технологий, которые уничтожают окружающую среду.

         Экологический принцип выходит далеко за пределы биологии, охватывая также мир неорганической (неживой) природы. Мы можем, по-видимому, утверждать, что любой физический объект (макро- или микро-) существует за счет взаимодействия с окружающей средой. Единство вещества и поля, которое мы обнаруживаем в реальном мире физических процессов, – это, следовательно, специфическая форма проявления единства объектов и окружающей среды в неживой природе. Таким образом, если биологический объект живет за счет обмена веществ с окружающей средой, то физический объект существует за счет “обмена полей” с окружающей средой. В этом состоит существенное отличие биологического объекта от физического, живой материи – от неживой. Различной оказывается природа обменного взаимодействия.

         В свою очередь, экологию можно было бы понимать как науку об отношении объектов любой природы с окружающей их средой, как науку об условиях существования этих объектов, или, говоря философским языком, об условиях бытия вещей.

         По мере роста угрозы выживанию на первое место будут выступать экология человека, экология мышления, императив ответственности. Именно императив ответственности может сдвинуть направленность всей человеческой деятельности в сторону экологии человека. Фундамент осознания ответственности за судьбы человека и человечества заложен во всем опыте - историческом и экологическом - нашей прекрасной планеты. В наше время императив ответственности наиболее сильно выражен в книгах и выступлениях лауреата Нобелевской премии мира Далай-Ламы XIV. Концентрированно это звучит в его последней книге "Этика нового тысячелетия". Приведем одно из его высказываний: "... несмотря на то, что многие индивиды и даже целые народы все еще подвергаются преследованиям и страданиям из-за идеологических, религиозных, экономических и иных соображений, я считаю, что для угнетенных появилась надежда. И хотя непросто будет установить в мире подлинный мир и гармонию, очевидно, что это возможно. Для этого есть потенциал. И основой для этого послужит чувство всеобщей ответственности" .

         Техногенная мощь современной цивилизации становится фактором, определяющим недопустимость хищнически-потребительского отношения к природе. Перед лицом глобальной угрозы «человек должен научится рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой». Не хищническое и не фатально-пассивное, а сотворческое (любовно-заинтересованное по Вл.Соловьеву) отношение к природе – таков дух и смысл общечеловеческого экологического императива. Экологический императив как «экзистенциональный фон» человеческой жизнедеятельности должен привести к восстановления экологического баланса между человеком и природной средой (сегодня под экологией понимают в первую очередь «экология человека»). Перспектива экологического императива – глобальное сознание, субъектом которого должен стать Homo Globalis («человек всемирный»).

         Осознав свою ответственность перед природой, общество постепенно выработало целую систему религиозных запретов и государственных законов, регулирующих отношение человека с окружающей средой. Известно, что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов немедленной смертью. Такая же участь ожидала и тех, кто убивал животных больше, чем это было необходимо для пропитания. Нужно отдать должное народам древних государств Азии, которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира. Считают, например, что монголы загибали носки своих сапог для того, чтобы не повредить травяной покров степей.

         Человечество обязано согласовывать свою деятельность с экологическими законами, не воздействовать на природу деструктивными методами, что является и должно стать моральной обязанностью человечества.

         Поэтому, одним из важных этапов формирования экологической культуры является экологическое образование, которое должно формировать теоретический уровень экологического сознания, отражающего закономерности единства общества и природы, а также практические данные правильного использования природных ресурсов.

         Для рационального использования природных ресурсов и максимального снижения отрицательного влияния различных факторов на природу, необходимо знать как устроена природа, по каким законам она развивается, как природа и ее составляющие реагируют на антропогенное влияние и какие предельно-допустимые нагрузки может выдержать окружающая человека среда. К этому можно добавить еще ряд вопросов, каждый из которых отражает множество проблем, связанных с экологией, охраной окружающей среды, безопасностью жизнедеятельности и природопользованием. Решить проблемы сохранения природы можно только лишь разобравшись в их сущности. Кроме того, необходимо знать предмет, задачи, методы, специальные понятия, термины и определения указанных областей научного знания, между которыми много общего и специфичного. Тесная связь между ними обусловлена следующими обстоятельствами: общим характером изучаемых проблем; тем, что каждая из них в той или иной степени относится и к естествознанию, и к гуманитарным, и к социальным наукам; все они, в конечном счете, непосредственно связаны с жизнью человека.

         Движение вперёд, изменение мира и человека - его производственной, трудовой деятельности, образа жизни, сознания (в том числе экологического) - вот перспектива разрешения экологической проблемы, стоящей перед нами. Современный человек должен развивать гармонические отношения с природой, понимать процессы её развития и разумно их использовать, способствуя обогащению, очеловечению, гуманизации природы.

         На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.

         В период своего становления научное познание в отношении к природе исходило главным образом из представления о необходимости ''завоевания'' её, ''покорения'' сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответственным образом должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положении "завоевателя", не заботящегося о последствиях своей деятельности.

         Прежде всего, следует понять, что природа требует от человека такого отношения, как будто она - "другой человек". Она требует к себе любви, доброты, доверия, сострадания, помощи… Человек должен отдать природе всё свое духовное богатство, ибо оно "вложено" в него в ходе эволюционного развития природы. Иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы "через себя", через призму " человеческого". Он не может властвовать над нею "так, как завоеватель властвует над чужим народом".

         Время беспечности миновало. Наступила эра экологической этики. Надо чётко осознать, что Homo sapiens должен сменить роль покорителя природы на роль её рядового члена и гражданина. Борьба с пагубными тенденциями будет укреплять экологическую этику, надо перестать думать лишь о том, сколько можно выжать из земли. Тот или иной поступок будет считаться правильным, если он не нарушает порядок и красоту биотического сообщества, и неправильным, если происходит обратное.

         Тот, кто ощущает моральную ответственность за судьбу природы, может внести личный вклад в её сохранение. Ведь все великие дела начинались с усилий отдельных личностей, к которым затем присоединялись многие. Настала пора перестать кичиться собственной исключительностью, считать, что законы природы нам не указ и мы вправе распоряжаться лесами, морями и даже воздухом, которым дышим, как нам заблагорассудится.

         Ещё Конфуций говорил: “Тот, кто не глядит вдаль, - не заметит беды рядом с собой”.

         Хочется надеяться, что мысль, отличающая человека от других существ, позволит ему найти способ достойной жизни бок о бок с собратьями – вне зависимости от того, приносят они сейчас пользу или нет.

Список использованной литературы:

         1.Далай-ЛамаХIV. Всеобщая ответственность // Наука и религия. – 2001. - № . - 37с.

         2.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. 416 с.

         3.Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. II. Научная мысль как планетное явление. М., 1977.

         4.Гарковенко Р.С. Общая теория отношения общества с природой и глобальная экология// Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. Горелов А.А. Философские основания решения экологической проблемы // Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989.

         5.Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1994, 672 с.

         6.Киселёв Н.Н. Мировоззрение и экология. Киев, 1990, 216 с.