САМОЙЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА
 
eng | рус | укр
 
БИБЛИОТЕКА  
 Обо мне  Научная работа  Библиотека  Ссылки
 

Презентация

Доклад на Региональной студенческой научно-технической конференции «Компьютерный мониторинг и информационные технологии». Донецк: ДонНТУ. 30-31 мая 2005 года.

 

КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ ДЛЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА МОДЕЛИРОВАНИЯ

 

Т.А. Самойлова, А.Я. Аноприенко

Донецкий национальный технический университет

 

Доклад посвящен разработке специального комплекса моделей для формируемого в ДонНТУ научно-образовательного портала моделирования. Рассматриваемый комплекс представляет собой ряд когнитивных вычислительных моделей, основанных на монокоде. В связи с тем, что все моделируемые объекты являются артефактами исторического характера, данное направление получило название «археомоделирование» [1,2].

Основное внимание в процессе разработки уделено возможности создания мультифункционального комплекса, способного выполнять познавательную и моделирующую функции одновременно , оставаясь при этом понятным и простым в использовании.

Важным шагом к повышению когнитивной эффективности должна стать наглядная демонстрация принципов и способов использования моделируемых объектов. Другим требование является необходимость представить информацию в виде, удобном для пользователей Internet .

Ранее в ДонНТУ предпринимались попытки моделирования работы таких известных артефактов, как Фестский диск и Мальтинская пластина. Самой первой моделью такого рода была модель Мальтинской пластины, реализованная на базе технологии Java . Одной из первых попыток моделирования Фестского диска была система, реализованная с помощью языка Java Script . Далее были разработаны две системы, моделирующие работу Мальтинской пластины на JavaScript , а затем – и с помощью Flash . Однако все эти модели значительно уступают по функциональности, скорости работы и степени когнитивности предложенному проекту. Основные их недостатки также следующие:

  • не очень удобное управление процессом моделирования;
  • медленная загрузка и работа;
  • отсутствие помощи и описания моделируемых процессов.

Последнее практически лишает возможности использования системы пользователями, детально не ознакомленными с моделируемыми артефактами. Эту проблему можно решить сославшись на соответствующий Internet -ресурс, содержащий сведения обо всех моделируемых предметах. Однако исследования показали, что в русскоязычном информационном пространстве такого ресурса просто нет. Существуют только разрозненные материалы, описания и попытки расшифровки данных артефактов.

При выборе среды разработки с учетом опыта создания предыдущих моделирующих систем было решено остановиться на технологии Flash, т.к. именно этот вариант позволяет быстро и качественно создавать разнообразные по сложности и структуре приложения. Эта среда очень функциональна и одновременно проста в использовании. Имеет хорошо продуманный интерфейс и соединяет в себе как средства для профессионального программирования ( Action Script ), так и удобный графический редактор.

Кроме всего прочего, использование Flash MX позволяет также существенно уменьшить размер приложения, увеличив при этом скорость работы и уменьшив время загрузки приложения, что немаловажно при использования системы во всемирной паутине.

Таким образом, данная работа представляет собой попытку соединить разрозненные материалы по теме, создать усовершенствованный комплекс моделей.

Данный раздел портала состоит из двух основных частей:

  1. Информационная: в ней представлены основные сведения о моделируемых объектах. Так, кроме описания принятых гипотез их интерпретации, подробно описан и ряд ошибочных гипотез, а также – другие попытки решить поставленную задачу и ход поиска самого решения. Информационную компоненту можно рассматривать как расширенную справку (помощь) к моделям.
  2. Моделирующая: Здесь представлены модели Фестского диска, Мальтинской пластины и Дакийского комплекса, разработанные с помощью FlashMX .

В моделях предусмотрено как использование параметров по умолчанию, так и широкие возможности по установке нужных параметров и управлению процессом моделирования. При этом существует возможность выбора способа моделирования:

  1. ручной: в этом случае моделирование происходит по шагам, т.е. время моделирования изменяется на единицу и останавливается, до следующего запуска системы;
  2. автоматический: в этом случае время моделирования продолжается до тех пор, пока пользователь не остановит процесс.

Пользователь может в любой момент приостановить моделирование и продолжить его, изменив дату отсчета и/или моделируемое свойство артефакта.

Обе части, информационная и моделирующая, дополняют друг друга и равноценны по содержанию. Информационная и моделирующая компоненты связаны между собой системой ссылок. Существует также меню, позволяющее максимально быстро и удобно переходить в нужный раздел. Пользователю доступны английская и русская версии портала.

Основными направлениями дальнейшего развития могут служить следующие:

  • увеличение количества моделируемых объектов;
  • улучшение информационной части портала;
  • улучшение качества моделирования, предполагающее учет всех тонкостей и возможностей археомоделей;
  • развитие мультиязычности. В дальнейшем планируется расширить и улучшить портал за счет добавления немецкой версии.

Следует еще раз отметить, что раздел архемоделирования разрабатывался лишь как часть большой информационной системы, посвященной проблемам вычислительного моделирования в целом и использованию средств моделирования в учебном процессе.

Литература:

1. Аноприенко А. Я. Восхождение интеллекта: эволюция монокодовых вычислительных моделей // Научные труды Донецкого государственного технического университета. Выпуск 15. Серия “Информатика, кибернетика и вычислительная техника» (ИКВТ-2000). - Донецк: ДонГТУ. – 2000. - С. 36-47

2. Аноприенко А.Я. От вычислений к пониманию: когнитивное компьютерное моделирование и опыт его практического применения на примере решения проблемы Фестского диска // Научные труды Донецкого государственного технического университета. Выпуск 6. Серия "Информатика, кибернетика и вычислительная техника" (ИКВТ-99). - Донецк: ДонГТУ. - 1999. - С. 36-47

 

 
 Обо мне  Научная работа  Библиотека  Ссылки