ДОПУСТИМАЯ ПОЛЕЗНАЯ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИЙ В И ВР В ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ

Бурковский А.Н., Снопик Л.Ф., Васенева В.А.

"Промышленная энергетика". № 2, 1979 г., с. 40-41.


<<Назад к библиотеке
           Определение допустимых пределов использования взрывонепроницаемых двигателей в стандартных режимах, отличных от номинального, является актуальным вопросом для эксплуатирующих организаций. Экспериментальные и теоретические исследования теплового состояния асинхронных двигателей серий В и ВР [1] в режиме S3 [2, 3] позволили разработать достаточно точную методику определения допустимой (по условиям нагрева) полезной мощности. В соответствии с этой методикой допустимый ток обмотки статора в режиме S3

формула 16,

где Iном — номинальный ток обмотки; ΔPΣS3 — максимальное допустимое значение суммы потерь энергии в двигателе в режиме S3; ΔРΣ1S - сумма потерь энергии в номинальном режиме S1; Рс — потери в стали. Значение ΔPΣS3 вычисляют из выражения

формула 17,

где ξ - продолжительность включения (в относительных единицах); &beta — коэффициент ухудшения охлаждения обмотки статора во время паузы.
           Из табл. 1 видно, что указанная методика позволяет с удовлетворительной для практики точностью рассчитать мощность при среднем значении превышения температуры обмотки статора, равном допустимому, для данного класса изоляции. Следовательно, при расчетных значениях тока IS3 температура изоляции обмотки статора, через которую протекает ток, будет превышать допустимую не более чем на 7-10°С [2]. Расчеты и экспериментальные исследования показали, что для поддержания требуемой надежности обмотки необходимо снизить расчетные значения тока на 6-7%. При этом всплески температур не будут превышать допустимых значений.
          Таблица 1
Тип двигателяпродолжительность включения, %, в режиме S3IS3, AОтклонение расчетных значений от экспериментальных, %
расчетныйэкспериментальный
ВР132М86017,0816,64+2,64
ВР100L41516,815,76+6,6
ВР100L44011,6512,31-5,35
В250М440201,4196,8+2,34

           При определении допустимого тока следует учитывать технологические факторы (рассеяние потерь на нагрев и эффективность теплопередачи статора). Приближенная оценка по [4] показывает, что для компенсации этих факторов, а также погрешности методика нужно уменьшить расчетное значение тока еще на 7-8%.
         С учетом изложенного были рассчитаны допустимые токи при различных продолжительностях включения ПВ (рассматривали по 8-10 двигателей различной мощности каждой полюсности). Обработка данных показала, что для двигателей одной полюсности зависимости IS3/IНОМ = f(ПВ) в относительных единицах практически совпадают. На рисунке приведены указанные зависимости, построенные по математическим ожиданиям токов. По этим кривым можно определить допустимый из условий нагрева ток любого двигателя при условии сохранения номинального напряжения на его зажимах. Приведены также экспериментальные относительные значения тока для ряда испытанных двигателей (они расположены несколько выше соответствующих кривых).
         Из рисунка видно, что при ПВ<15% мощность двигателей можно увеличить в 1,5-1,8 раза. Кратковременно двигатели могут обеспечивать такую мощность, без снижения надежности при любом виде сочленения с механизмом. При длительном же использовании двигателей необходимо дополнительно рассматривать вопросы обеспечения требуемых долговечности подшипников (10 000 ч) и жесткости вала (прогиб не должен превышать 10% величины воздушного зазора между статором и ротором).
         Известно [5], что радиальное усилие, Н, на конце вала

формула 18

где с — коэффициент, учитывающий тип сочленения; МНОМ— номинальный вращающий момент, кг·м; D - диаметр шестерни (начальный), или шкива (наружный), или упругой муфты (по пальцам), см.

рисунок 3

Рисунок 1 - Зависимости допустимого тока обмотки статора двигателей серии ВР от продолжительности включения в режиме S3.
1, 2 и 3 — расчетные кривые при числе полюсов, равном двум четырем и шести, восьми; Δ, О, X - экспериментальные точки при числе полюсов, равном двум (двигатели типа В100L2), четырем (типов ВР100L4 и В250М4) и шести, восьми (типа ВР132М8)

          Значение с для упругой муфты равно 0,1-0,3 для шестерни - 1,1, а для клиноременной передачи - 1,8.
          Значение МНОМ определяют по формуле

МНОМ=975РНОМ/n

где РНОМ - номинальная мошность двигателя, кВт; n - частота вращения, об/мин.
          Таким образом, радиальное усилие F пропорционально полезной мощности и зависит от вида сочленения. Коэффициент допустимого увеличения усилия k, определяемый отношением максимально допустимого радиального усилия на конец вала [1] к номинальному усилию, показывает, во сколько раз можно перегрузить двигатель при сохранении требуемых долговечности подшипников и прогиба вала. Следовательно, допустимая мощность двигателя может быть вычислена по формуле

РДОП=kPНОМ

          Расчеты показали, что при сочленении двигателя с механизмом при помощи эластичной или зубчатой муфты допустимая мощность ограничивается только характеристикой моментов:

РДОП=kуPНОМMmах/МНОМ

          где kу<1 — коэффициент уменьшения нагрузки для обеспечения устойчивой работы двигателя (зависит от характера изменения нагрузки в процессе работы); Mmах и МНОМ — максимальный и номинальный моменты.
          При зубчатой и клиноременной передачах допустимая мощность определяется по формулам:

формула 19

где kш и kкр — коэффициенты допустимого увеличения мощности при сочленении с помощью шестерни и клиноременной передачи.
          Значения kш и kкр при диаметрах начальной окружности ведущей шестерни Dш=2,5d и ведущего шкива Dшк=5d (где d — диаметр конца вала двигателя) и угле обхвата шкива ремнем формула 20 приведены в табл. 2. В числителе указаны значения, соответствующие клиноременной передаче, в знаменателе — зубчатой для двигателей горизонтального исполнения с частотой тока 50 и 60 Гц. Значения kш для двигателей мощностью 15—110 кВт с частотой вращения 3000 и 3600 об/мин не указаны, так как в этих двигателях для ограничения вибрации не применяется сочленение с помощью зубчатой передачи. Следует отметить, что данные табл. 2 справедливы для всех детерминированных режимов S2-S7.

Таблица 2
Номинальная мощность в режиме S1, кВтКоэффициент допустимого увеличения мощности при синхронной частоте вращения, об/мин
3000, 36001500, 18001000, 1200750, 900
0,25-2.20--
0,372,502,50/2,082,30-
0,552,502,202,57/2,07-
0,752,502,30/2,102,04/1,67-
1,12,50/2,442,40/2,281,47/1,20-
1,52,501,89/1,552,09/1,70-
2,22,48/2,031,80/1,471,49/1,23-
32,39/1,962,50/2,091,80/1,401,48/1,21
42,50/2,091,52/1,231,45/1,232,15/1,76
5,51,95/1,331,63/1,331,86/1,501,43/1,17
7,51,92/1,581,85/1,521,43/1,172,50
112,29/1,881,43/1,172,60/2,501,45/1,19
152,502,80/2,381,45/1,192,20/1,98
18,52,382,31/1,901,62/1,242,50/2,23
222,502,30/2,232,502,40/2,23
302,451,96/1,611,76/1,361,51/1,24
372,502,11/1,741,51/1,242,00
452,111,51/1,242,202,00/1,74
552,271,62/1,332,12/1,742,12/1,74
752,502,13/1,741,82/1,491,51/1,24
902,421,66/1,371,51/1,24-
1102,281,62/1,33--


          При других значениях диаметров шестерен формула 21 и шкивов формула 22коэффициенты допустимого увеличения мощности вычисляют из выражений:

формула 23

          По приведенным данным в каждом конкретном случае определяются вид и размеры элементов сочлене¬ния, которые позволят полностью использовать допустимую тепловую мощность двигателя при обеспечении требуемых надежности и долговечности вращающихся частей.
         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Взрывобезопасные асинхронные электродвигатели новой серии ВР для угольной промышленности. Под ред. С. В. Карася. М.: Недра, 1977.
2. Экспериментальные исследования теплового состояния взрывонепроницаемого асинхронного двигателя серий В, ВР в повторно-кратковременных режимах работы S3/ Бурковский А.Н., Данилов А.Н., Макеев В. В. и др. — ЭП. Электрические машины, 1975, вып. 5(51).
3. Бурковский А. Н., Снопик Л. Ф. Расчет полезной мощности взрывозащищенных асинхронных двигателей серий В, ВР в повторно-кратковременных режимов работы. — ЭП. Электрические машины, 1978, вып. 3 (85)
4. Ковалев Е. Б., Расков Ю. В., Голянд Б. С. Статистический анализ и расчет нагрева асинхронных эектродвигателей. - Электричество, 1975, № 11.
5. Шлыгин В. В. Прочностные и размерные расчеты электрических машин. М.: Энергия, 1963.



<<Назад к библиотеке