Персональная страница Пристинской М.В.


 Главная страница ДонНТУ |  Страница магистров ДонНТУ |  Поисковая система ДонНТУ

Главная |  Результаты поиска |  Диссертация |  Ссылки   


 Назад 

Опыт применения структурно-геодинамического картирования для изучения рудоносных тектонически активных разломов
Б.С. Панов, Е.П. Тахтамиров, Ю.С. Рябоштан, В.И. Алехин
Осадочные породы и руды. - Киев: Наук. думка, 1980, с. 101-111.

Структурно-геодинамическое картирование (СГДК) впервые разработано в Донбассе применительно к изучению тектоники угольных месторождений. Автор направления Ю.С. Рябоштан определяет структуно-геодинамическое картирование как систему геофизических и геологических методов выявления, прослеживания и наблюдения развивающихся в современную геологическую эпоху тектонических структур. СГДК основано на двух способах, защищенных авторскими свидетельствами: эманационный способ СГДК-Э, азимутальный способ СГДК-А. Первый способ базируется на использовании двух компонентов атмогеохимического поля покровных отложений - радона и торона. В основе второго способа лежит изучение анизотропии электропроводности верхней части покровных отложений.
Важной особенностью способов СГДК является использование покровных отложений в качестве источника информации о геодинамических процессах, происходящих в тектонических структурах горного массива. Так например, аномалии напряженного состояния покровных отложений над выходами тектонических разрывов вызывают деформации этих отложений. Деформации покровных отложений повышают их эманирующую способность. Появляются аномалии радиоактивных газов, которые фиксируют геодинамические зоны, связанные с активными тектоническими разрывами.
Нами эманационный способ СГДК в комплксе с газовой съемкой широко использовался при поисковых работах на флюорит, поставленных в районе Кальмиусской зоны разломов и зоне сочленения Донбасса с Приазовским блоком УЩ. Впервые такие исследования были проведены в 1977 году Ю.С. Рябоштаном при участии сотрудников ДПИ в окрестностях г. Комсомольского. В последующие годы СГДК-Э и газовая съемка проводилась нами на ряде участков в полосе от с. Новотроицкого до с. Покрово-Киреево. При постановке этих исследований авторы исходили из того, что наиболее вероятным местом локализации оруденения являются тектонические нарушения и участки их пересечения. Такие тектонические структуры на закрытых площадях хорошо картируются методами СГДК-Э и газовой съемки по СО2.
В результате проведенных работ были закартированы перспективные структуры, в которых заверочным бурением обнаружена флюоритовая минерализация, а также вскрыто одно флюоритовое и одно полиметаллическое рудопроявление. Оба рудопроявления были приурочены к пересечению геодинамических зон СЗ и СВ ориентировок. Обычно такие узлы характеризуются высококонтрастными аномалиями углекислого газа и отношения радона к торону (показатель К). Авторами изучены особенности атмогеохимических полей СГДК над рядом известных рудопроявлений и месторождений флюорита Кальмиусской зоны разломов, а также зоны сочленения Донбасса с Приазовьем.
Над рудопроявлениями и рудоконтролирующим надвигом Покрово-Киреевского месторождения наиболее часто фиксируются высококонтрастные аномалии углекислого газа и радо-торонового отношения. Такие же аномалии были обнаружены над полиметаллическим рудопроявлением и над кимберлитовым телом в зоне Петровского разлома.
Ю.С. Рябоштаном была предложена стратегия поисков месторождений гидротермального типа с помощью геодинамического картирования. В основе этой стратегии лежит поиск очагово-корневых геодинамических структур. Корневые (глубинные) геодинамические структуры определяют места выноса рудных растворов. Они же формируют трещинные структуры и зоны дробления в осадочной толще, которые благоприятны для миграции растворов (очаговые зоны).
В настоящее время актуальной задачей является проведение структурно-геодинамического картирования известных месторождений и перспективных площадей с целью выявления очаговых и корневых механо-динамических структур.
Нами изучена геодинамическая зональность в районе главного рудного тела Покрово-Киреевского месторождения флюорита. Установлены три системы геодинамических зон: СЗ, СВ, субмеридионального простирания. Субмеридиональная зона выражена отрицательной аномалией торона. Эта структура нарушает корреляцию диагональных геодинамических зон. Последние в атмогеохимических полях выражены положительными аномалиями радона, торона и углекислого газа. Субмеридиональная геодинамическая зона, вероятно, является корневой геодинамической структурой, которая имеет более глубинное заложение, чем диагональные. На это указывает ее сквозной характер и нарушение корреляции диагональных геодинамических зон, общая вытянутость тела флюорита вдоль субмеридиональной зоны, наличие на ее северном продолжении другого рудного тела меньших размеров.
Изучение состава почвенного воздуха в окрестностях субмеридиональной геодинамической зоны показало, что вблизи ее пересечения с диагональными геодинамическими зонами отмечаются аномалии тяжелых углеводородов, гелия, азота, то есть индикаторов структур глубокого заложения.
Диагональные геодинамические зоны, вероятно, отражают активные тектонические структуры, которые наряду с главным надвигом определяли места локализации рудного вещества во вмещающих породах. Об этом свидетельствует морфология рудного тела - контуры его, особенно в южной части, подчинены простиранию диагональных геодинамических зон.
В целом местоположение главного рудного тела Покрово-Киреевского месторождения определяется пересечением субмеридиональной геодинамической структуры с диагональными геодинамически активными зонами. Данные геодинамической съемки согласуются с результатами геоморфологических исследований, опубликованными А.И. Отрешко. Автор отмечает, что все Покрово-Киреевское месторождение контролируется узлом пересечения ортогональной и диагональной систем трещиноватости.
Геодинамические структуры, являясь зонами разгрузки напряжений и деформаций, определяют энергомассоперенос в геологической среде. Нами на Покрово-Киреевском месторождении проведены исследования по изучению массопереноса в геодинамических зонах, пересекающих главное рудное тело. Мощность покрывающих рудное тело пород превышает 100 м. Покровные породы содержат несколько водоносных горизонтов. Все эти факторы не позволяют использовать на месторождении геохимические методы поисков по вторичным ореолам рассеяния. Нами изучено содержание в почвах элементов-индикаторов флюоритового оруденения вдоль геодинамической зоны. Установлено, что мультипликативный показатель в геодинамической зоне в пределах рудного тела в 2 раза выше, чем за его пределами. Наибольшее значение этот показатель приобретает в узле пересечения трех геодинамических зон над центром рудного тела.
Отмеченное явление повышенного массопереноса элементов-индикаторов оруденения в геодинамических зонах расширяет возможности геохимических методов поисков. При этом увеличивается эффективность поисковых работ в условиях большой мощности покровных отложений, так как работы локализуются в районе проницаемых геодинамических зон и участков их пересечения.
В заключение можно сделать вывод, что структурно-геодинамическое картирование при поисковых работах и изучении рудоносных разломов может использоваться по трем направлениям: непосредственное картирование тектонических разрывов и их пересечений как структур, благориятных для рудоотложения; выявление корневых и очаговых геодинамических структур; изучение массопереноса индикаторов рудных залежей в геодинамических структурах, особенно в местах их пересечения.