UA ENG


Бурковский А.Н.

Бурковский Анатолий Николаевич

Доктор технических наук, профессор кафедры

"Электроснабжение промышленных предприятий

и городов" Донецкого национального технического

университета



     Я, Бурковский Анатолий Николаевич, родился 25 марта 1939 года в городе Могилёв-Подольский Винницкой области в семье рабочего. С 1946 по 1956 год учился в средней школе №1 города Могилёв-Подольский, с 1956 по 1961 год учился во Львовском политехническом институте на энергетическом факультете и получил высшее образование по специальности "Электрические машины и аппараты". С 1961 года по направлению начал работать в городе Донецке в научно-исследовательском и проектно-конструкторском инситуте Гипронисэлектрошахт (позже ВНИИВЭ - всесоюзный научно-исследовательский институт взрывозащищённого и рудничного электрооборудования, с 1992 г. переименованный в УкрНИИВЭ).

      Инженерная и научно-исследовательская работа.

     С 1961 по 1972 г.г. работал в лаборатории исследования нагрева и взрывозащищённых асинхронных асинхронных двигателей (ВАД). За это время принимал участие в исследовании теплового состояния ВАД (мощностью 0,6-110 кВт) с воздушным охлаждением (решались вопросы выбора наиболее эффективных параметров систем охлаждения, разработка методов моделироваия и теплового расчёта ВАД в продолжительном режиме работы). По результатам исследований было опубликовано 10 научно-технических работ (статьи, доклады) и монография с соавторами (Бурковский А.Н., Ковалёв Е.Б., Коробов В.К. Нагрев и охлаждение электродвигателей взрывонерпоницаемого исполнения.-М.:Энергия.-1970.-198 с.). На основании этих работ в 1971 году мной была защищена кандидатская диссертация.

     В 1973 году в связи с созданием во ВНИИВЭ отделения электрических машин был назначен заведующим сектором вентиляционных тепловых и механических расчётов ВАД мощностью от 0,25 до 2000 кВт (всех типов и модификаций). Необходимо было проектировать и рассчитывать двигатели разных конструкций и систем охлаждения для различных режимов работы, а надёжных методов ветиляционных, гидравлических и тепловых расчётов ВАД не было. Поэтому была проведена работа по исследованию тепловых процессов в ВАД различных конструкций и систем охлаждения в заданных режимах работы, что позволило разработать ряд соответствующих методик расчетов, а также были усовершенствованы методики механических расчётов ВАД. Всё это стало надёжной основой (в части вентиляционных, гидравлических, тепловых и механических процессов) проектирования ВАД всех необходимых типов, серий и модификаций. За 1973-1986 года в институте были разработаны новые серии ВАД: с воздушным охлаждением В, ВР (0,6-110 кВт) с модификациями, ВАО и ВА02 мощностью 132-315 кВт, высоковольтных ВАО и ВАО2 мощностью 200-2000 кВа; отрезки серии и отдельные исполнения ВАД для угольных комбайнов и стругов с водяным охлаждением типа ЭКВ и другие (мощностью 45-315 кВт). Высокая точность расчётов и методов моделирования теплового состояния благоприятствовала повышению технических показателей и быстрому внедрению новых разработок в производство. Все созданные двигатели имели высокие технические характеристики на международном уровне. В 1980 году институт ВНИИВЭ за разработку серии мощных двигателей получил Государственную премию СССР, а много типов двигателей отмечались медалями на выствках достижений страны.

     В последующие годы проводились работы по внедрению новых разработок в производство и далее в промышленность. Реальные условия эксплуатации двигателей в угольной промышленности выдвинули новые задачи: необходимо было искать новые пути интенсификации охлаждения ВАД, методы определения допустимых мощностей ВАД в различных стандартных режимах, а также методы теплового расчёта в условиях стохастического характера нагрузок (в угольных комбайнах). Поэтому был проведен ряд научно-исследовательских работ по разработке (или усовершенствованию) систем охлаждения двигателей с использованием тепловых труб, теплопроводящих масс, жидкостнозаполненных конструкций.

     Результаты исследований на экспериментальных образцах двигателей дали возможность создать методы их теплового расчёта; экспериментальные и теоретические исследования позволили разработать достаточно точные методы расчёта допустимой мощности ВАД в различных реальных режимах. Результаты этих работ были освещены более чем в 150 научно-технических публикациях (статьи, доклады на конференциях, в том числе 17 авторских свидетельств и монографиях: Тепловые трубы в электрических машинах. Петров В.М., Бурковский А.Н., Ковалёв Е.Б. и др. М.: Энергоатомиздат., 1987. - 150 с.; Комбайновые электродвигатели / Загрядский В.И., Ландков Л.Б., Бурковский А.Н. и др. Кишинёв, Штианца, 1986. - 134 с.).

     В 1998 году в институте электродинамики НАН Украины мной была защищена докторская диссертация по электрическим машинам на тему "Методы повышения эффективности систем охлаждения взрывозащищённых асинхронных двигателей". После этого на протяжении боле двух лет работал в УкрНИИВЭ заведующим отделом электрических машин мощностью 0,25-110 кВт. Отдел разрабатывал новые контструкции ВАД для потребностей промышленности. Высокое качество этих работ подтверждено тем, что в 2000 году УкрНИИВЭ получил Государственную премию Украины за раработку серии ВАД мощностью до 400 кВт для угольной промышленности. С 2002 года работаю в Донецком национальном техническом университете на электротехническом факультете (профессор кафедры электроснабжения). В настоящее время занимаюсь вопросами:

     1) поиск технических решений по усовершенствованию систем охлаждения закрытых асинхронных двигателей;

     2) анализ влияния параметров сети электроснабжения на рабочие характеристики и мощности асинхронных двигателей;

     3) поиск путей энергосбережения в различных направлениях.



Федюк О.А.